«Вторая Иудейская война 132–136 гг. н. э., или Восстание Бар-Кохбы». Продолжение
4 февраля, 2024
АВТОР: Иван Сахарчук
ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ
Группа папирусов , содержащих приказы Бар-Кохбы в последний год восстания, найденная в Пещере писем в Иудейской пустыне израильским археологом Игаэлем Ядином.
Рабби Акива подозревал своего учителя в политических играх против него, покуда сам он хотел стать главой (наси) Синедриона.
Иерусалимский талмуд к книге Шаббат (153a), комментируя Еккл. 9:8, рассказывает о последнем дне рабби Элиэзера, который после отлучения от Синедриона вёл затворническую жизнь в доме жены, Имы Шалом. Его было запрещено посещать членам Синедриона, как и любого другого из него изгнанного. Но рабби Акива со спутниками навещает учителя в канун Шаббата, и рабби Элиэзер не пытается скрыть неприязни к предавшему его ученику:
— Зачем вы пришли? — спросил он.
— Изучать Тору.
— Почему же вы не приходили раньше?
— У нас не было времени, — ответили рабби Акива и его спутники.
И ещё один важный момент — пророчество рабби Элиэзера касательно судьбы рабби Акивы из Санхедрина (68a):
— Какой будет моя смерть? — спросил рабби Акива.
— Твоя будет куда страшнее, нежели их…
В тот же день, как гласит предание, рабби Элиэзер умер, хотя нам доподлинно неизвестно, когда он умер и был ли жив на момент начала восстания. «Я никогда не учил ничему, чего не узнал от своих учителей», — говорит рабби Элиэзер. И величайшим из этих учителей без сомнения был Йоханан Бен-Заккаи, свидетель разрушения Храма, именно его интеллектуальная работа заполнила духовный вакуум, образовавшийся в результате потери главной святыни. Трое наиболее признанных авторитета иудаизма, бывших учениками рабби Йоханана, рабби Гиллель, вышеупомянутый рабби Элиэзер и Йошуа Бен-Ханания, как и их учитель были последовательными сторонниками примирения евреев и римлян в рамках империи. Все они были свидетелями разрушения Иерусалима и следовали своему нежеланию причинить вред дому Израилеву, они и их многочисленные последователи и были обозначены здесь под выражением «дом Гиллеля».
Скорее всего, все вышеназванные люди умерли до начала восстания, и нам доподлинно известен год смерти Йошуа Бен-Ханании, величественной фигуры в истории еврейской религии, одного из основателей раввинистического иудаизма, — он умер в 131 году. В следующем году вспыхнет восстание… И здесь мы можем отчётливо выделить не только антиримский характер восстания Бар-Кохбы: это была в не меньшей степени гражданская война внутри еврейского сообщества. Как и первое восстание 66—73 годов, оба были бунтами молодых поколений евреев, не заставших ни захвата римлянами Палестины, ни разрушения Храма, восстаниями молодости, не знавшей на своём веку великих трагедий, против старшего поколения внутри самого еврейского народа.
Важно понимать, что восставшие исповедовали довольно специфическую и узко распространённую ветвь иудаизма радикально саддукейского толка, характерного для региона Мёртвого моря и нёсшего на себе явственный отпечаток кумранской доктрины, что дополнительно объясняет нам, почему именно данный регион был охвачен восстанием. Далеко не все ученики рабби Акивы разделяли его воинственно-мессианские настроения, как рабби Йегуда Бен-Илаи, решительно отказавшийся присоединиться к восстанию и осудивший его как ведущее Израиль к катастрофе. Даже рабби Шимон Бен-Иохаи и рабби Меир, те ученики рабби Акивы, что непосредственно участвовали в восстании, в своих взглядах на будущее Израиля и судьбу десяти потерянных колен Израилевых оставались последователями рабби Элиэзера, ссылаясь на Втор. 30:3: «…тогда Господь, Бог твой, возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберёт тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь, Бог твой». Но рабби Акива возражает им: «Вы погибнете между народами; вражеская земля пожрёт вас» (Лев. 26:38). Тем не менее, самый, пожалуй, выдающийся ученик рабби Акивы, только что упомянутый рабби Шимон Бен-Иохаи, известный под акронимом Рашби, автор без преувеличения великого памятника иудейской мысли, книги Зоар, не отвернулся от учителя, несмотря на разницу во взглядах и на то, что рабби Акива признал лжемессию Бар-Косебу.
Портрет рабби Акивы из «Мантуанского Хаггадаха». 1561 г.
После подавления восстания Рашби избежал ареста и после подавления восстания вместе с сыном скрывался в пещерах на протяжении тридцати лет. Он даже сравнивал учителя с Моисеем (Иерусалимский талмуд. Менахос 29a). И вот пришло время перейти от письменных источников к археологическим и благодаря ним очертить границы мятежной области.
Важнейшим археологическим маркером территориального распространения восстания являются знаменитые монеты, которые повстанцы чеканили поверх серебряных и медных римских монет, а также вооружение, какие обнаруживаются в пещерах Иудеи.
Долгое время самой северной локацией, где учёные обнаружили следы восстания, был Хирбет Курейкур, рукотворная пещера, выкопанная ещё до разрушения второго Храма, в 20 км на северо-запад от Иерусалима, но монет там не было обнаружено, а артефакты несут довольно общий, бытовой характера, что выдаёт, даже если её жители были вовлечены в восстание, периферический характер настоящего поселения. Считалось, что монеты обнаруживают экономическую активность повстанцев лишь к югу от Иерусалима. Но с исследованиями пещер в 2000—2002 годах северная точка сравнительно массового обнаружения монет сместилась в Хирбет Бурнат, в 34 км на северо-восток от Иерусалима. Южная точка — Хирбет Йаттир на южных склонах Хевронских холмов, хотя Габриэла Бижовски в одной из своих работ, от 2000 года, смещает южную границу восстания ещё дальше на юг и указывает, что южной точкой было селение Тель-Ира. Территория восстания представляла собой огибавший Иерусалим со всех сторон, кроме севера, пояс шириной не более 100 км, упиравшийся в Мёртвое море на востоке и не доходивший до морского побережья на западе. Были вовлечены территории вокруг Иерусалима, словно обхватив его клешнёй, размыкающейся на севере, Западно-Иерусалимские холмы, Бетлехем, Бейт-Гуврин, Хеврон, Иродион, пещерные локации близ Эйн-Геди, территории к северу от него, вплоть до Иерихона или даже до Акрабы на северо-востоке.
Галилея, бывшая центром прошлого восстания, Самария, обе воспринявшие столь милую сердцу римского императора греческую культуру, и вместе с ними Трансиордания оставались в стороне от восстания, как и эллинизированные торговые города побережья Средиземного моря. Если на восточных землях ареала распространения восстания было обнаружено значительное число рукотворных пещер, строительство которых датируется периодом восстания, то на западе восставшие, как правило, пользовались пещерами, обжитыми во времена первого восстания и последующие за ним годы. Всего к 2021 году по всей Палестине найдено почти 400 пещер, более 150 из них — в Иудее. Они представляли собой настоящие подземные комплексы, пригодные для долгого проживания, снабжённые вентиляционными шахтами, обеспечивающих прекрасную циркуляцию воздуха внутри помещений, здесь Дион Кассий был точен.
Самые богатые на монеты известные места — Хирбет Акед, Иродион, Хирбет Залит, Хирбет Этри (рекордсмен — более 800 монет), в древнем поселении Хирбет Бадд-Иса, что в 25,6 км восточнее Иродиона, — 365 монет. В другом селении, к северу от Бейт-Гуврина, именуемом Хирбет Ильма, хотя не обнаружено монет, найдено вооружение и подвеска с надписью «Шимон» на одной стороне и «Шимон Бен-Кошба, повелитель (наси) Израиля» на другой. Эта и ряд других находок убеждают историков и археологов, что это селение было одним из центров военной администрации Бар-Косебы. Вообще, судя, опять же, по данным археологии, ядром восстания была Иудея к северу от Хеврона до Иерусалима.
Хотя существуют свидетельства участия отдельных жителей областей Галилеи и Самарии в восстании, нет никаких свидетельств восстания на этих территориях. Неучастие Самарии и Галилеи подтверждается и отсутствием свидетельств о последовавших репрессиях в отношении её жителей, какие имели место после первого восстания, когда, как утверждает Иосиф Флавий было убито 11 600 самаритян.
Более того, талмудические источники перекладывают вину за подавление восстания на самаритян. Так, забегая вперёд, Иерусалимский талмуд (Таанит IV, 68d) повествует, дескать, когда последний оплот повстанцев, крепость Бетар, был взят, именно самаритяне принесли голову Бар-Кохбы императору Адриану. «Кто его убил?» — спросил Адриан. Самаритянин ответил: «Я убил его». Адриан сказал: «Покажите мне тело». Они показали тому его тело, обнаружив рану от укуса змеи на нём. Адриан сказал: «Если не бог убил его, кто вообще способен его убить?» У этой легенды нет никакого исторического фундамента. Скорее всего, это след позднейшего напряжения между евреями и самаритянами, и иудейские авторы несправедливо перекладывали современные им реалии на прошлое.
Далее, утверждение Ксифилина о евреях, исповедовавших культы греческих богов и присоединившихся к восстанию, кажутся достоверными, почему бы и нет? Но даже если так, то их число не было сколь-нибудь значительно. Но кто точно не мог присоединиться к восстанию, так это евреи-христиане. Не могли они сделать сего из самого естественного противоречия — требовалось признать Бар-Косебу мессией, как заключает в своём «Апологетике» (I, 36, 1) Евсевий Кесарийский. Там же он порождает впоследствии широко распространившееся у позднеантичных и средневековых христианских историков представление, будто для иудеев-повстанцев, противопоставлявших себя евреям-христианам, было важно через образ Бар-Кохбы опровергнуть проникающую в иудаизм концепцию мессианской сущности Иисуса Христа. И в этом указании на лжемессианство Бар-Кохбы он сходится с талмудическими источниками (Иерусалимский таргум. Тааниот IV, 8), где обыгрывается сходство в написании титула Бар-Кохбы «наси» и слова «мессия», отличающихся на одну букву.
1.Иродион 2.Бетар 3.Эйн-Геди 4.Хеврон 5Хирбет Бурнат 6.Хирбет Курейкур 7.Хирбет Бадд-Иса 8.Хирбет Акед 9.Бейт-Гуврин 10.Хирбет Залит 11.Хирбет Зикрин 12.Хирбет Йаттир 13.Хирбет Ильма 14.Тель-Ира 15.«Пещера Писем» 16.«Пещера Ужасов» 17.«Пещера Бассейна» 18.Комплекс «Пещера 84» 19.Кумран 20.Иерихон
Современник событий Иустин Философ в «Первой апологии» (XXXI, 6) так описывает отношение военного предводителя восстания к христианам: «В Иудейской войне, какая имела место совсем недавно, Бар-Кохеба, предводитель иудейского восстания, велел, чтобы христиане подвергались самым суровым наказаниям до тех пор, пока они не отвергнут мессию Христа и не проклянут его».
С другой стороны, Евсевий в «Хронике» (год XVII) сообщает: «Кохеба, вождь еврейской секты, убивал христиан всеми видами казней, когда они отказались помочь ему против римских солдат».
То есть тут уже Евсевий указывает первопричиной жестокости Шимона Бар-Косебы к христианам отнюдь не религиозную нетерпимость, но политические мотивы. Это был очень сложный со всех точек зрения момент истории авраамических религий — борьба христиан и иудеев, всё ещё не имевших строгого разграничения между собой, когда многие иудеи были готовы признать мессианскую сущность Иисуса Христа, борьба каждого из религиозных течений, верующих в одного Бога, за своё самоопределение. И Второе Иудейское восстание станет одним из поворотных моментов в истории этих религий и проведёт чёткую границу между ними: после неё не могло больше идти речи о каком-либо их воссоединении.
Но как палестинское еврейское население представляло собой чрезвычайно пёстрый конгломерат религиозных и социальных воззрений, так и самих восставших терзали самые глубокие противоречия. Прежде всего, как я уже обозначил, лидерами сего антиримского бунта были выдающиеся интеллектуалы своего времени — рабби Акива Бен-Иосиф и рабби Элеазар хаМодаи, в талмудической традиции — дядя Бар-Косебы, и Элеазар хаКоэн (хотя, возможно, в действительности двое последних — одно и то же историческое лицо); сам Бар-Косеба, как свидетельствуют обнаруженные археологами в пещерах и подписанные его именем письма, изъяснялся на весьма изысканном арамейском, с искусно вплетёнными в ход его мыслей религиозными отсылками и раввинистической терминологией.
С другой стороны, бойцами их армии были по преимуществу бандиты, всю жизнь скрывавшиеся от римлян в пещерах Иудеи. В то же время, «средний класс» между ними, двумя полюсами еврейского общества, его элитой и низами, — крестьяне землевладельцы, — оставался молчаливым большинством. Интеллектуальная пропасть между «головой» восстания и его «руками» приводила к тому, что за внешним единством они сражались за разные цели. Пока рабби Акива и Бар-Косеба были до фанатизма одержимы мечтой о восстановлении главной иудейской святыни и возрождении Израиля как престола Божьего на земле, бандитами-революционерами двигала слепая и безыдейная ненависть к римскому владычеству. Подобный вакуум меж двух партий единого движения, как неоднократно подтверждала мировая история в дальнейшем, становится фундаментом для самых кровавых восстаний, и это не стало исключением из правила. Подобный вакуум стал бомбой замедленного действия, заложенной в самом фундаменте Второй Иудейской войны её же архитекторами, после взрыва которой судьба еврейского народа изменится навсегда. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ